Перейти к содержанию

О Любви...


Tatiana

Рекомендуемые сообщения

"Это было обычное хлопотливое утро, когда, приблизительно в 8:30, пожилой мужчина, лет 80-ти, пришел снять швы с большого пальца его руки. Было видно, что он очень спешит, и он сказал слегка дрожащим от волнения голосом, что у него важное дело в 9 часов утра. Сожалеюще покачав головой, я попросил его присесть, зная, что все доктора заняты и им смогут заняться не ранее чем через час. Однако, наблюдая, с какой печалью в глазах он то и дело посматривает на стрелки часов, во мне как бы что-то сострадательно екнуло - и я решил, благо у меня не было в данный момент других пациентов, самому заняться его раной. Обследовав его палец, я нашел, что ранка успела хорошо зажить, и посоветовавшись с одним из врачей, я получил необходимые инструменты и для снятия швов и медикаменты для обработки раны.

 

Занявшись вплотную его пальцем, мы разговорились. Я не удержался и спросил у него: "У вас, наверное, назначен прием у врача, раз вы сейчас так спешите."

 

"Нет, не совсем так. Мне надо успеть в больницу покормить мою больную жену."

 

Тогда я спросил, что с ней. И пожилой мужчина ответил, что у нее, к сожалению, обнаружили болезнь Альцгеймера. Пока мы разговаривали, я успел снять швы и закончил обработку его раны. Взглянув на часы, я спросил, будет ли она волноваться, если он немного опоздает. К моему полнейшему удивлению, мой собеседник сказал, что она, увы, не узнает его последние пять лет. "Она даже не знает, кем я ей прихожусь" - покачав головой, добавил он.

 

Изумленный, я воскликнул, "И вы все равно ходите туда каждое утро, даже несмотря на то, что она даже не знает, кто вы?"

 

Он улыбнулся и по-отечески похлопав меня по руке, ответил: "Она не знает, кто я, зато я знаю, кто она." Я с трудом удержал слезы. А как только он ушел, мурашки побежали у меня по рукам и я подумал: "Да ведь это именно та любовь, о которой я мечтал всю свою жизнь.."

 

Несомненно, даже несмотря на ее болезнь, она была счастливой женщиной, раз имела такого заботливого любящего мужа. Истинная любовь - это не физическая страсть и не просто романтика. Настоящая любовь - это способность принять все - все то, что было, что есть и то, что будет."

 

 

 

Прислал Роберто Кавалли ("досье на косметику")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Истинная любовь - это не физическая страсть и не просто романтика. Настоящая любовь - это способность принять все - все то, что было, что есть и то, что будет."

Это точно! :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Семья

 

Элеонора ЕЗЕРСКАЯ

 

Мои родители, пожив в браке 30 лет, неожиданно для всех развелись. Для многочисленных друзей и знакомых это был фарс. Для самих родителей - трагедия. Отец через 12 лет после развода просто умрет: новая жена (из киевских секретарш) уничтожит его морально, а значит, и физически. Мы с сестрой тогда уже были достаточно взрослыми, у каждой из нас была своя жизнь, и в родительские ссоры мы особо не вмешивались. А надо было бы!

 

Однажды наша мама выставит чемодан отца за дверь. Не сможет простить его очередную измену. Да, наш любимый папа, как многие мужчины, позволял себе иногда ходить налево. Да ему сам бог велел это делать! Отец был красив, умен, остроумен, щедр, всегда при хорошей должности... Женщины его обожали. Мама тоже была красавицей. Черные волосы, голубые глаза, ослепительная белозубая улыбка. Когда-то ее, даже без экзаменов, в Нижнем Новгороде (это мамина родина) приглашали в театральное училище. Она была очень похожа на молодую Тарасову. Но мама предпочла учиться в медицинском техникуме на фельдшера. А потом, в 42-м, после ранения на Ленинградском фронте, в Нижний Новгород (тогда город Горький) попадет наш папа. Будет долечиваться в госпитале, познакомится с мамой, влюбится в нее и привезет на свою родину, в Беларусь, город Минск, где на свет уже после войны появимся мы с сестрой Милой...

 

Глядя на нас, уже подросших, друзья дома будут говорить: "Да, девочки очень симпатичные... Но, к сожалению, ни одна из них не пошла в мать..."

 

Когда-то родители очень любили друг друга, но наша мама не была дипломатом, не сумела подружиться с родителями отца. Да еще подначивали горе-подружки, всегда завидующие: И родители развелись. Отец ушел из дома благородно, все имущество оставив дочкам и бывшей жене. Только продал дачу, а нам ничего об этом не сказал. Мы с сестрой не забрали с дачи даже свои вещи. Продать дачу отца заставила новая жена: она очень любила деньги, особенно те, которые сама не заработала.

 

Наша замечательная дача в Ждановичах! Как мы ее любили, даже сами носили кирпичи, когда она строилась. Это сегодня дачу на шести сотках иметь очень легко. А тогда, в 60-е годы, дачи были в основном у академиков, знаменитых артистов, писателей, художников... Таких в моей семье не было.

 

Уклад жизни моей семьи во многом отличался от жизни большинства. Например, у нас в доме на стенах висели картины; за большим столом очень часто собирались гости, хотя угощение было самое простое - какие-то котлеты, селедка, обязательно винегрет. Салат "оливье" тогда еще только начинал появляться. Нас, девочек, учили музыке. И еще у нас была дача.

 

Дача, в общем, появилась случайно. Просто родители отца, потеряв в войну старшего сына Володю, решили переехать из Гомеля к старшему сыну, Аркадию - нашему отцу. Был куплен небольшой домик на большом участке под Минском, в поселке Ждановичи. И там, уже где-то к середине 50-х, наш отец, который до этого, как говорила мама, гвоздя вбить не умел, чуть ли не собственноручно построил большой красивый дом, даже с паровым отоплением. Так появилась наша дача.

 

Этот дом и сегодня стоит как раз между железнодорожной станцией Ждановичи и санаторием "Крынiца". Я недавно к нему подъезжала и плакала. Столько с ним связано воспоминаний! Думаю, мы с сестрой выросли высокими и относительно здоровыми потому, что каждое лето до глубокой осени в течение многих лет проводили на даче. Ждановичи тогда были действительно загородной зоной. И там был чистый воздух.

 

Ах, эта безоблачная дачная жизнь! Особенно когда тебе 16 или 18 лет. Цветами и грядками занималась бабушка - Марья Никифоровна. А мы с сестрой и подружками бегали на танцы в соседний тогда дом отдыха "Ждановичи". Среди юных дачниц любимой подружкой была генеральская дочь Люся Родина. Мы с ней учились вместе еще в 1-м классе, и это ее имея в виду, придя в первый день из школы, я заявила маме, что со мной учится девочка, у которой фамилия СССР. Для меня, семилетней, понятия Родина и СССР были одно и то же.

 

Так вот, два раза в день, обязательно каждый раз переодеваясь, мы, девочки, бегали в дом отдыха на танцы.

 

Это сегодня, говорят, на дискотеках творится черт знает что. А тогда -все это происходило 40 лет назад - было чинно и благовоспитанно. И нас, девочек из хороших семей, родители спокойно отпускали на танцы. Кстати, в Минске мы на танцы никогда не ходили.

 

Хороши мы собой были очень. И платья у нас (многие шились собственными руками) были супер! И скольким кавалерам на этих танцах вскружили голову?!! Правда, верхом нашего "распутства" были поцелуи уже рядом с дедовской калиткой.

 

Я и сегодня помню, как танцуют падеспань и падекатр. И мое сердце замирает, когда я слышу мелодии 60-х годов. Как потрясающе пел тогда для нас, правда, только с патефона, Владимир Трошин. Мне очень нравились песни "Тишина" и "Парень из Джакарты". Кто-нибудь еще помнит их? А рядом с нами кружили в танце своих красавиц местные ждановичские и ратомские парни. Почти все они, за редким исключением, были бандиты. 2-3 "ходки" в тюрьму для них были в порядке вещей. Нас, юных дачниц, они не трогали, даже опекали. Это было безусловное рыцарство с их стороны. Нас объединяли танцы, которые они в свободное от тюрьмы время охотно посещали. Вовсю крутили с отдыхающими дамочками взрослую любовь, красиво и очень аккуратно одевались, люто ненавидели местного массовика-затейника Бориса Львовича, кстати, достаточно интеллигентного и непошлого человека, называя его почему-то Плюшкин. Изо всех сил старались на танцах не материться, что давалось им с большим трудом.

 

Наши первые романы тоже были на даче. Люсе Родине я просто найду будущего мужа. Познакомлю ее тоже с дачником, тогда блестящим молодым человеком, писательским сыном Володей Ковалевым... Очень скоро они поженятся. Правда, Люся с потрясающей фамилией Родина, как это часто бывает, забудет пригласить меня на свадьбу.

 

А мы с сестрой за своих первых мужчин, по разным причинам, замуж не выйдем. Но это уже совсем другая история. И об этом как-нибудь в другой раз.

 

***

 

:Настоящих подруг много быть не может, бывает много приятельниц. Когда моя мама все-таки решила - сдуру - разводиться с отцом, так называемые подружки, все Зины, Зои, были тут как тут.

 

"Конечно, Августа, разводись с ним... Бросай Аркадия...". Все это они говорили со зла, от зависти. Их мужья уж больно проигрывали в сравнении с нашим отцом. Короче, родители развелись. Папу подхватила секретарша, а мама осталась одна. Мы жили с мамой вместе, в большой отцовской квартире на проспекте Машерова, и мама, как это часто бывает, когда живешь со взрослой дочерью, стала постепенно превращаться в мою домработницу и няньку для 3-летней дочери сестры. Я с грустью и сожалением смотрела на красивую маму, которая, увы, начала сдавать.

 

Надо было что-то предпринимать, и я стала говорить, что обязательно выдам ее замуж. В ответ мама смеялась и думала, что я шучу. Но я не шутила. Правда, ничего для этого не делала.

 

"Жених появится сам" - была убеждена я, и жених появился.

 

Май 1977 года. На "Беларусьфильме" начались съемки фильма по очень скверному (так думали мы тогда) роману английского писателя Джеймса Олдриджа. Потом выяснится, что сами англичане этого конъюнктурщика даже за писателя не считали. Роман и фильм назывались "Встреча на далеком меридиане". Актеры играли первоклассные - Влад Дворжецкий (ему тогда оставалось жить совсем немного, а он снимался в таком дерьме), Василий Лановой. Героиню в этом фильме играла моя подружка Валя Шендрикова. Валя была подружка настоящая. Она уже сыграла Корделию в своем самом "громком" фильме - "Король Лир" Г. Козинцева и вышла замуж за белорусского кинорежиссера Валерия Рубинчика.

 

В те годы мы с Валей Шендриковой очень дружили. И вот Валя вместе с режиссером этого фильма сидят у меня в гостях и уговаривают меня сняться в одном из эпизодов. Я соглашаюсь и через несколько дней еду на киностудию. На съемках, как всегда, сплошные перерывы. В один из таких перерывов я, Валя и Влад Дворжецкий стоим у автомата с газированной водой. Помните, были такие автоматы - за 3 копейки выдавали воду даже с сиропом. Но у нас как раз этих 3 копеек нет, а пить мне ужасно хочется. Май. Жарко. Недалеко от нас пьет воду представительный немолодой мужчина со Звездой Героя Советского Союза на лацкане пиджака. Я смело прошу у него монетку. И пока пью воду, успеваю узнать, как его зовут, и что он одинок, а главное, что у него есть своя отдельная квартира. "Ну чем не жених для моей мамы?" - успеваю подумать я. И не очень обращаю внимание на громкие слова моих друзей. Им скучно уже без меня. И они мне кричат: "Элеонора, звезда ведь из реквизита!" Напоминаю, все действие происходит на киностудии. Тут проявляется единственный недостаток моего нового знакомого, человека, как оказалось, действительно в высшей степени положительного. Этот недостаток - полное отсутствие чувства юмора. На полном серьезе он достал из кармана книжечку, удостоверяющую, что он действительно Герой Советского Союза. Мне тоже отказывает чувство юмора. И я тоже на полном серьезе произношу следующие слова: "Александр Антонович! У меня есть мама. Замечательная женщина. Она тоже сейчас одна. Мне почему-то кажется, что вы понравитесь друг другу". Герой Советского Союза Александр Антонович Антонов, человек уважаемый и заслуженный, достал другую книжечку, записную, и точно записал: куда и когда он должен позвонить, чтобы познакомиться с чьей-то мамой.

 

О женихе для мамы я вспомнила только тогда, когда в назначенный день и час он позвонил. "Мамочка. Переодевайся быстрее. Сейчас к тебе придет жених". Мама, как всегда, сидела в любимом халате и, как всегда, кормила с ложечки любимую внучку Эвелину. Халат, правда, мама сняла, надела платье, а вот губы и глаза красить категорически отказалась. И очень хорошо! Такая домашняя, естественная она очень понравилась нашему Герою. Отныне его в семье - конечно, за глаза - мы будем звать только так. И буквально через две недели он предложил маме выйти за него замуж...

 

Мы и опомниться с сестрой не успели, как они подали заявление в загс. "Мама, но фату я тебе покупать не буду", - шутила я. И очень была рада за свою маму, которая снова встрепенулась и снова стала красавицей, и стала ходить с Александром Антоновичем в гости и принимать своих друзей у себя, теперь уже в его небольшой, но очень уютной квартире. Мама с Александром Антоновичем Антоновым прожили почти 17 лет. Они были счастливы и трогательно ухаживали друг за другом. Вначале умер наш Герой, и почти вслед за ним, теперь уже два года назад, ушла наша замечательная мама.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...
  • 8 months later...
  • 2 weeks later...
  • 4 months later...

Захотелось почитать еще Элеонору ЕЗЕРСКУЮ.

 

 

Какие бывают мамы...

 

У меня есть несколько любимых женщин, которыми восхищаюсь, много о них знаю и беру пример, — это Коко Шанель, Марлен Дитрих и Наталия Кончаловская... С последней я могла познакомиться! Мой приятель, близкий друг семьи Михалковых, композитор Эдуард Артемьев предлагал мне съездить в Николину Гору, где последние десятилетия своей жизни почти безвыездно провела мама знаменитых кинематографистов Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. А я, глупая, спешила в Минск.

 

Сыновья с детства понимали, что их мама — выдающаяся личность, и учились трудиться, как она. Наталия Петровна была бодра и хорошо себя чувствовала до 85 лет. И за один год очень сдала, стала сильно болеть и умерла... Так, кстати, когда-то нагадала ей цыганка.

 

Казалось, эта женщина умеет делать все: печь хлеб, чинить обувь, сажать и пересаживать цветы, мастерить абажуры, строчить постельное белье, украшая его семейными монограммами. А какие у нее получались пироги (в них было много начинки и мало теста) и как она умела накрывать столы! Дом Михалковых всегда славился своим гостеприимством.

 

Каждый день хозяйка дома в Николиной Горе ходила на многочасовые прогулки в лес, что было необходимо для ее больных ног и позвоночника. А возвращаясь оттуда, всегда несла какую–то железку (на ней удобно прибивать набойки к ботинкам «малышни») или фиалки, почти «пармские». И сегодня сад этой семьи благоухает запахом сирени, которую высадила Наталия Петровна, внучка и дочь великих живописцев — Василия Сурикова и Павла Кончаловского. От деда она унаследовала мощный сибирский характер, темперамент, от отца — умение и любовь трудиться и... страсть к сирени.

 

Дети и внуки никогда не видели мать и бабушку (в семье ее звали Татой) праздной, ничего не делающей. При этом она всегда была «прибранной», к лицу одетой и обязательно с маникюром. Наталия Петровна шила, или вязала, или стряпала, или настаивала знаменитую водку «Кончаловку», или печатала. Уже в 6 утра из ее комнаты раздавался характерный стук пишущей машинки. А ложилась спать очень поздно. И при этом всегда была в добром настроении. Главной заповедью ее жизни была фраза: «Важно не что, важно с кем...» Известна история: старший сын Андрон попросил у матери на съемки фильма «Дворянское гнездо» фамильные драгоценности. Глупость, конечно, — кто разберет в кино, бриллиантовые это серьги, старинные подвески или бижутерия, но Наталия Петровна отказать сыну не могла. В киноэкспедиции украшения пропали. Когда Андрон Сергеевич отважился признаться в этом матери, ее ответ был потрясающий: «Знаешь... ничего нет страшного... Надо же как–то платить за счастье в жизни. Я здорова (ей было тогда 65), у меня здоровые дети... Чем–то за это можно пожертвовать...»

 

Сняв в Голливуде фильм и разбогатев, сын положил на счет матери довольно большую сумму. И очень расстроился, узнав, что Наталия Петровна все эти деньги отдала старшей дочери Кате, жене отнюдь не бедного писателя Юлиана Семенова.

 

Наталия Петровна была известным литератором, сочиняла повести, оперные либретто, много переводила с французского. Благодаря ей Страна Советов узнала песни Эдит Пиаф.

 

В доме в Николиной Горе подолгу гостили друзья ее сыновей: А.Тарковский, В.Овчинников, А.Адабашьян. Но больше всех Наталия Петровна любила Эдуарда Артемьева, невероятно талантливого композитора, написавшего музыку почти для всех фильмов Тарковского, Кончаловского и Михалкова. Песня, сочиненная им на стихи Кончаловской к фильму «Раба любви», просто гениальная...

 

Высокая, статная, с карими лукавыми глазами, в молодости Наталия Петровна вообще была красавицей. Ее с удовольствием писали на своих картинах дед и отец, в нее постоянно влюблялись мужчины. Поэт Павел Васильев, чтобы вымолить прощение любимой, однажды сутки стоял перед домом Наталии Петровны на коленях (похожий эпизод А.Кончаловский включил в «Сибириаду»). А в юности Наталия без разрешения родителей убежала в Америку... Замуж она неожиданно для всех вышла за начинающего поэта младше себя на 10 лет, будущего знаменитого баснописца и автора Гимна СССР и России Сергея Михалкова. И сына Никиту родила, когда ей было уже 42 года.

 

...А на прощание — шутка. Однажды, когда Наталия Петровна успела сочинить только первую стихотворную строчку: «Села муха на варенье...» — к пишущей машинке подошел муж и закончил: «Вот и все стихотворенье»...

 

 

Женщина на все времена

 

На прошлой неделе на фасаде знаменитого высотного дома на Котельнической набережной Москвы в честь Клары Лучко была установлена бронзовая мемориальная доска, где народная артистка СССР запечатлена молодой, в кокетливой шляпке. Сегодня я хотела бы рассказать вам, какой Клара Степановна запомнилась мне.

 

Думаю, счастливая судьба была у этой талантливой актрисы, которую в 1999 году признали в Кембридже женщиной тысячелетия. Любимица миллионов умерла в марте 2005 года, не дожив несколько месяцев до 80–летия. Выглядела потрясающе и, казалось, с годами становилась только красивее. Носила чуть укороченные юбки — ноги позволяли, обожала платья, шляпки и костюмы достаточно ярких расцветок, очень любила ткань в горох. Черное и серенькое было не для нее. Всегда со вкусом одета, замечательно накрашена, с улыбкой и в хорошем настроении.

 

Актриса, на счету которой 60 фильмов, была востребована всегда. Впервые она сыграла в 19 лет у своего учителя во ВГИКе Сергея Герасимова в картине “Молодая гвардия”. Последние киносъемки были за два дня до смерти в Петербурге с Кириллом Лавровым. Еще написала книгу “Виновата ли я”.

 

Клара Степановна с удовольствием приезжала в Минск, не раз была гостьей белорусского кинофестиваля “Лiстапад”, получала призы и награды, охотно давала интервью. И всегда подчеркивала, что белорусская киностудия — любимая, так как здесь она снялась в фильме “Красные листья” в роли ресторанной певички Ядвиги. А пела за нее тогда начинающая исполнительница Эдита Пьеха.

 

Она умерла ранним утром, вернувшись накануне со съемок. Шла в кухню, чтобы приготовить мужу завтрак, и упала. Оторвался тромб.

 

Артистка любила говорить, что она трижды казачка. По корням — родом Лучко из села под Полтавой, и по ролям — сыграла в фильмах “Кубанские казаки” и “Цыган”.

 

Я была шапочно знакома с Кларой Степановной, и однажды в компании с удовольствием наблюдала за артисткой. Хорошо и весело рассказывала она о том, как на международных кинофестивалях западные звезды переодевались по 4 раза в день, а советские актрисы чего только не придумывали, желая разнообразить свой гардероб. Вместо топа надевали купальник, за ночь юбку одного платья пришивали к другому. И как однажды ее выручила Людмила Целиковская, одолжив в поездку роскошный вечерний туалет. Правда, дышать в нем из–за маленького размера было невозможно. В другой раз Клара Степановна поведала нам с Валей Шендриковой о том, как накануне убирала в гостиной и двигала большой стол, подставив под него собственную спину. А говоря об этом, весело смеялась, представляя себе всю нелепость ситуации. У нее никогда не было домработниц. Клара Лучко выходила замуж дважды. С первым супругом, известным актером Сергеем Лукьяновым, они вместе снимались в фильме И.Пырьева “Кубанские казаки”. Увидев ее, он влюбился сразу, оставил семью и был с Кларой безмерно счастлив. У них родилась дочь Оксана... Вторым мужем стал журналист газеты “Известия” Дмитрий Мамлеев. Артистка обожала свою дочь, которая после окончания ВГИКа решила заниматься бизнесом, и внука. Журналисты за красоту часто называли Лучко “самой сексуальной бабушкой” и просили раскрыть секрет вечной молодости. Она в ответ отшучивалась, что ленится посещать косметические салоны и тренажерные залы, никогда не делала пластических операций и придумала себе утреннюю гимнастику, которую делает лежа в постели: вытягивается, растягивая мышцы рук, ног, шеи. Правда, никогда не забывала воспользоваться ночным кремом. При росте метр семьдесят она всю жизнь весила не более 65 — 68 килограммов и гордилась этим. И всегда добавляла, что обожает жареную картошку с хрустящей корочкой, но почти не может себе ее позволить.

 

Клара Лучко была хорошим человеком. При возможности помогала многим. Молодой актер, партнер по фильму “Цыган” Алексей Никульников называл ее второй мамой. А Михай Волонтир, если речь сегодня заходит о его экранной Клавдии, плачет и говорит, что Лучко — святая. Клара Степановна помогла ему найти деньги на операцию, когда было совсем плохо с глазами.

 

Талантливейшая актриса, красивая женщина, хороший человек...

 

 

 

Все это — не большая хитрость...

 

Самый главный и самый частый сюжет жизни это: жил на свете мужчина и была на свете женщина. Они встретились и полюбили друг друга... Какое это счастье: любить и быть любимыми. Прав был поэт, утверждавший: «На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса...» Без любви прожить трудно, даже невозможно. Особенно нам, женщинам. У нас ведь все — сердце, даже голова...

 

Мой жизненный опыт, думаю, позволяет мне уже давать некоторые советы. Предлагаю тему: как нам вести себя на первом свидании... Уверена, кому–то мои рекомендации ни к чему... И так все хорошо. Замечательный муж или хороший друг. Но ведь не всем так повезло! А у кого–то на днях должно состояться первое свидание. И от него зависит так много! Как вести себя на нем?! Стоит ли уже на первой встрече идти навстречу всем желаниям нового друга? А желания у него, конечно, будут... Потому, что он — мужчина... А вы — женщина...

 

Я — не ханжа. Надеюсь, вы — тоже. И в жизни бывают самые невероятные и непредсказуемые ситуации. И фраза, которую я сейчас приведу, на мой взгляд, очень глупая. Помните? «Умри! Но не давай поцелуя без любви...» Почему же?! Поцеловаться как раз можно... Но дальше?! Наверно, все–таки не стоит уподобляться книге, которую всю сразу можно прочитать за один вечер... Всегда нужно оставлять... Всегда нужно оставлять что–то и на потом... И вообще... Да, на дворе уже XXI век... Ну и что! В душе все мы все равно немного тургеневские девушки.

 

Дорогие подруги! Вы знаете, какая первая и главная заповедь? Никогда не бегайте за мужчиной! Как бы он вам ни понравился и как бы вы ни хотели его скорее снова увидеть, никогда не звоните ему первой! Ждите, когда он позвонит вам... Почему?! Потому что мужчина по природе своей охотник. Ему важно догонять! И больше всего он не любит, это даже где–то на подсознательном уровне, когда ему надоедают, его «достают»... И безумно боится этого! А мы будем умнее... Да, мы — не «ловушки»... Но — немного — такие симпатичные мышеловки... А мышеловка, как известно, никогда не бегает за мышью...

 

Влюбленная женщина всегда прекрасна! Но мало быть доброй, красивой, неглупой. Нужно учиться быть желанной и обольстительной!

 

Ну а если не случилось, не совпало... Не стоит так уж сильно грустить. Надо найти в себе силы сказать: значит, так надо! Значит, и не очень нужно было... И если любовь не получилась, отпустите его, вашего принца, без сожаления. Тут пригодится вторая важная заповедь: никогда не зовите того, кто уходит... И никогда не грустите о том, что прошло... А вообще, замечательно было бы научиться уходить самой на 15 минут раньше. Но об этом как–нибудь в другой раз.

 

На прощание тем, кто еще не нашел свое счастье, хотела пожелать удачи... Но удача нужна в делах, в охоте... А вам я желаю любви... И тысячу раз была права моя любимая Коко Шанель, которая утверждала: «Не важно, вам 17 или 60, но если вы не любите и не любили, ваша жизнь — ничто!»

 

 

 

Хочу поговорить о человеческих пороках. И начнем с зависти...

 

Когда у Любови Орловой, знаменитой советской артистки, спросили: «В чем секрет вашей молодости?» — она ответила неожиданно и просто: «Я никогда и никому не завидовала...»

 

А вот пример другой артистки из нашего времени. Очень хочу, но не могу назвать ее имя. Она достаточно известна и дружит с нашей страной. Умная, очень талантливая, имеющая блестящий список киноролей и театральных работ. Но характер! И эта всепоглощающая зависть, страсть к интригам и постоянный поиск несуществующих завистников и врагов! Когда–то она была ослепительной красавицей. Но что сегодня стало с ее лицом?! И грозное требование к телеоператорам: «Близко не показывать!» — уже не помогает...

 

Ох уж эта зависть! Одно из самых дрянных проявлений человеческих чувств, которое, увы, иногда преследует и нас... Вы ведь тоже с ним сталкивались. Завидуют всему! Но в первую очередь — таланту, уму, успеху, богатству... Как, наверное, сейчас непросто живется тому молдавскому парню, который неожиданно стал наследником миллионного наследства...

 

Говорят, зависть не могли победить даже боги! И тысячу раз был прав Мольер, утверждавший: «Завистники умрут, но зависть — никогда...»

 

С этим отвратительным человеческим свойством столкнулась и я, когда работала на телевидении. Как ненавидела меня одна режиссерша, сколько делала мелких гадостей. Чего–то никак не могла мне простить... Но я выстояла, оказалась ей не по зубам. Но иногда, поверьте, было очень тяжело. А она, кстати, и сейчас «клепает» свои бездарные фильмы о деятелях белорусской культуры.

 

Размышляя сегодня об этом неумирающем пороке, думаю: может, действительно, был прав тот мудрец, который воскликнул: «Зависть! Это есть восхищение врага...» Хорошо восхищение, если от него случаются сердечные приступы... Как бороться с «восхищением врага», человечество еще не придумало. И потому существует эта отвратительная поговорка: «Мне плохо не потому, что плохо... А потому, что соседу хорошо!» Кто–то, завидуя, умело скрывает свое нерасположение, а кто–то уже и скрыть не может... И тогда начинается такое...

 

Конечно, сейчас самое время рассказать несколько историй о том, к чему приводит зависть. Но тогда надо назвать фамилии...

 

Поэтому расскажу историю из прошлого, из XIX века. Казалось бы, зачем нужно было Марии Савиной, талантливой актрисе императорского Александринского театра, умнице и красавице, первой моднице Петербурга, так уничтожать свою соперницу по сцене, некрасивую артистку Пелагею Стрепетову? Зависть! Первая была изящна, остроумна, общительна. Вторая — замкнута, угрюма, нелюдима. Когда они стояли рядом на улице, одну можно было принять за горничную другой. Но убогой, неприглядной, угрюмой, почти горбатой Стрепетова была только в жизни. Когда она выходила на сцену, то преображалась и становилась прекрасной... Такой была сила ее таланта! И этого Мария Гавриловна вынести не могла. По этой причине, придя на выставку, где был выставлен портрет соперницы работы художника Ярошенко, Савина испытала тяжелейший приступ зависти. Она стояла у портрета и не могла от него оторваться... Глаза Пелагеи излучали такой трагизм... Но Савина была сильной и очень влиятельной дамой. И все–таки выжила Стрепетову из Александринского театра.

 

Да, это очень трудно — научиться радоваться успехам других. Но стремиться к этому необходимо. Особенно нам, дамам. Мы ведь не хотим выглядеть, как артистка N. Мы хотим выглядеть, как Любовь Орлова.

 

 

 

Никогда никому не мстите...

 

В прошлый раз мы выяснили, что зависть — это восхищение врага. А что такое месть? Слово–то какое короткое и безжалостное, как удар хлыста...

 

Говорят, месть — это блюдо, которое нужно есть только холодным... А мудрый Конфуций утверждал: «Никогда никому не мстите... Просто сидите и ждите, когда мимо вашего дома пронесут тело вашего врага».

 

Ах как порой не хочется прощать обиду. Но мстить все равно не надо. Классические примеры мести — в романе Александра Дюма «Три мушкетера» и те безобразия, которые творит красавица Миледи. Ах какие артистки играли эту роль! — Милен Демонжо, Маргарита Терехова... И движет Миледи месть, в том числе и за клеймо, которое носит она на плече...

 

А замечательная книга, которой мы зачитывались в юности, — роман Дюма «Граф Монте–Кристо»... Вся фабула романа построена на мести. Герой мстит за смерть отца, за то, что гнусно отобрали невесту, за то, что на долгие годы заточили в крепость замка Иф. Трудно оторваться от сюжета, где граф Монте–Кристо расправляется со своими обидчиками...

 

Но роман — это художественный вымысел, а жизнь преподносит иногда такие истории... Чего стоит история взаимоотношений двух венценосных особ, кровных родственниц Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт. Одна занимала английский трон, другая была королевой Шотландии. Некрасивая, но очень умная Елизавета не могла простить Марии ее красоты, ее независимого гордого нрава. И дело тут было не только в политических мотивах. Королева английская успокоилась только тогда, когда привела соперницу на эшафот. Ф.Шиллер, С.Цвейг не смогли пройти мимо этой истории ненависти и мести...

 

А вот история еще одной мести. Из нашего времени. И, слава Богу, она — не кровавая. Уверена, у французской певицы Патрисии Каас и сегодня много поклонников. Ее голос c хрипотцой, очень сексуальный, нравится многим. Хотя той оглушительной славы, которая была 15 лет назад, уже нет. Мадемуазель, которая так замечательно пела блюз, знаменита, богата... У нее роскошная квартира в Париже... Но почему–то она по–прежнему одинока, и такая тоска читается в ее глазах. А единственный постоянный спутник сегодня — симпатичная мальтийская болонка по имени Текила. Говорят, однажды в своей жизни Патрисия сотворила такое... Продюсер, который ее услышал девчонкой в маленьком баре немецкого городка Заарбрюкен, пригласил в Париж. Там нанял лучших педагогов, нашел для нее композиторов, спонсором одной из песен стал даже Жерар Депардье. Правда, продюсер оказался «странным» французом: не захотел завести роман с хорошенькой молоденькой своей протеже. Он обожал свою жену и своих сыновей. А она без памяти влюбилась в него. И когда уже пришел успех, она ему отомстила... Она ушла от него, выиграв все суды. И фактически его разорила... Правда, сама после пережитой драмы не стала петь хуже.

 

Так что не надо мстить. Просто сидите и ждите, когда мимо вашего дома пронесут тело вашего врага.

 

 

 

Главное — не иметь, а уметь

 

Никогда не догадаетесь, какая у меня любимая фраза... «Выдавать зайца среднерусской полосы за американскую шиншиллу — есть главное качество настоящей женщины».

 

Не знаю, как вы, а я и сегодня, глядя на изобилие в магазинах и бутиках тканей, одежды, обуви, не перестаю удивляться: как же в Стране Советов во времена тотального дефицита умудрялись одеваться и даже неплохо выглядеть?! Все ведь тогда нужно было «доставать». Слово–то какое противное... Королями себя чувствовали директора торговых баз и магазинов. Я лично никогда на поклон к ним не ходила, но, используя все женские фантазии и хитрости, одевалась совсем неплохо... Именно тогда и придумала выражение, с которым не расстаюсь и сегодня: «Главное — не иметь, а уметь. Уметь носить то, что у тебя есть».

 

Помню шок, который испытала, когда, впервые попав на Запад, в Мюнхене пришла в большой магазин. Боже! Оказывается, все сразу можно купить. И модную сумку, и подходящие к ней сапоги, и шарф в тон. Это казалось невероятным!!! Ведь сколько сил и времени нужно было затратить у нас, чтобы все это «достать»!

 

В 1970–е годы, часто приезжая в Вильнюс, обнаружила в магазинах шелк всех цветов и оттенков, выпускаемый каунасской фабрикой. Все было бы замечательно! Только этот шелк оказался искусственным и в сшитых из него блузках и платьях можно было задохнуться! Но ничего, терпели! И я гордо вышагивала по улицам родного Минска в костюмах из этой ткани.

 

Муж сестры, будучи в командировке в Париже, привез нам по длинному вечернему платью. Фасон, крой — восхитительные! На «лейбле» прочла: «Пьер Карден». Кто это, узнала только через несколько лет... А вот я и сама впервые приезжаю в Париж, в город, в котором потом буду много раз. Эйфелева башня, Елисейские поля, «Мулен Руж»... С восторгом смотрю и на витрины. Денег совсем мало, но так хочется себе что–нибудь купить. Экономлю на еде, чуть не падаю в голодный обморок, но привожу кусок красивой ткани и долго щеголяю в платье, похожего на которое в родном Минске нет ни у кого. Сегодня, когда могу себе позволить многое, все это воспоминания — грустные и смешные...

 

А наши приезды в Москву? Их невозможно было представить без обязательного посещения магазинов — польского «Ванда» (метро «Октябрьская»), чешского «Власта» (Ленинский проспект) и самого далекого и крутого «Ядран» («спальный» район Теплый Стан). В «Ванде» покупались косметика и бешено популярные духи «Быть может», во «Власте» — очаровательная бижутерия фирмы «Яблонекс», а в «Ядране» — красная и желтая керамическая посуда. Чайный сервиз оттуда и сегодня стоит у меня в шкафу как напоминание о тех годах.

 

Я никогда не любила одежду массового пошива, всегда предпочитала заказывать наряды у хороших портних. В 1960–е годы была в Минске полька Нина, потом появилась фантастическая Люся Даджиокас, мастерица на все руки, которая кроила ткань, как Коко Шанель, прямо на тебе... И платья у нее получались невероятные, шикарные...

 

Когда сегодня приезжаешь в магазин «Ткани», глаза разбегаются... Хочешь — итальянские от «Армани», «Гуччи», хочешь — попроще: корейские, китайские. Кстати, натуральные китайские шелка и атласы тоже очень неплохие. А еще в последние годы я очень полюбила белорусский лен. Но что же он так мнется? По этой причине Слава Зайцев предпочитает шить из льна испанского.

 

Я даже иногда думаю: сегодня, когда все доступно, когда все можно купить, были бы только деньги, даже неинтересно одеваться. Нет, это лукавство. Одеваться интересно всегда. И всегда я буду восхищаться женщинами, которые исходя из своих скромных возможностей умеют потрясающе выглядеть. Это — искусство! Это — талант! И попробуйте с этим не согласиться...

 

 

 

Духи и туманы

Чем должна пахнуть настоящая женщина? Ну, конечно, «духами и туманами», как блоковская «Незнакомка»...

 

У меня есть знакомая художница. Милый человек! Но долго находиться в ее обществе я просто не могу, сшибает запах пота. И это сегодня, когда в магазинах столько разных косметических средств! Моя бедная художница не одинока — летом в жаркие дни я стараюсь не ездить в общественном транспорте. Вдруг тот, кто не пользуется дезодорантом, но крайне нуждается в нем, ненароком поднимет руку? Вроде бы элементарные правила жизни. Встала — почисти зубы, прими душ... Оказывается, нет!

 

Чем должна пахнуть настоящая женщина? Ну, конечно, «духами и туманами», как блоковская «Незнакомка».

 

Догадываюсь, конечно, что не все мужчины в восторге, когда от их любимых разит табаком. Курить вредно, знают все. Но избавиться от вредной привычки могут, к сожалению, немногие. Не помогает даже замечательная поговорка: «Целоваться с женщиной, которая курит, все равно что с пепельницей». И сейчас, наверное, кто–то из дам потянулся за сигаретой.

 

Известный театральный режиссер и художник Николай Акимов утверждал: «Настоящая женщина — та, которая сидит на краю стула, зябко кутается в меха и пахнет... духами».

 

«Запах женщины»! Не случайно два фильма XX века носили это название. Один — очень старый, итальянский с Витторио Гассманом в главной роли. Второй — американский с Аль Пачино. А еще сравнительно недавно появилась экранизация романа «Парфюмер» немецкого писателя Патрика Зюскинда. Запах может восхитить человека, запах может его и убить...

 

Точно знаю, из всех средств, помогающих женщине стать привлекательнее, на одном из первых мест, разумеется, духи. Увы, сегодня все чаще их заменяют туалетной водой. Хороший запах духов может свести мужчину с ума! Вы слышали что–нибудь о волшебных свойствах аромата пачулей? Нет? А жаль! Ваш друг вряд ли удержит в памяти, как вы были одеты на свидании. Но ваш запах он будет помнить долго...

 

В советские времена наши мамы и бабушки пользовались отечественными духами. «Серебряный ландыш», «Красный мак», «Малахитовая шкатулка», «Красная Москва». «Москва» была сделана по французской технологии. Только в 70–е у нас в продаже стали появляться французские духи. Но их еще надо было достать! Эти названия звучали для нас, как музыка. «Мажи нуар» («Черная магия»), «Же озе» («Я осмелился»), «Пуассон». У Франсуазы Саган одна повесть начиналась фразой: «Весь Париж пропах запахом Poisson». Мне лично в те времена очень нравились «Клима» в темно–голубых коробках. Но приехав однажды в Париж, узнала, что это любимый запах местных падших женщин. И была этим поражена.

 

Говорят: одежда украшает нас, а духи отражают наш внутренний мир. Духи — символ элегантности и хорошего настроения. Свой запах мы выбираем интуитивно... Всегда помним, что есть ароматы цветочные, цитрусовые, свежести. Будем благоухать, будем увлекать своими запахами.

 

А на прощание несколько слов о самых знаменитых в мире духах «Шанель номер 5». Появление аромата со сложным фантазийным запахом — новое слово в парфюмерии. Раньше духи, как правило, повторяли запах какого–то одного цветка — фиалки, жасмина, розы. Кстати, сейчас во Франции они снова в моде... Так вот Коко Шанель сама не придумывала консистенцию, она заказала ее парфюмеру Эрнесту Бо. Он подготовил несколько композиций, пронумеровал их. Мадам выбрала композицию под номером 5. В этих духах много жасмина, а всего 80 ингредиентов. «Шанель номер 5» давно уже стали легендой, но и сегодня нравятся многим.

 

 

 

Широким проспектом шагая...

 

Не знаю, как вы, а я уверена: не важно, где человек родился. Важно, какие у него ориентиры и кем в результате он становится...

 

Давно заметила: тот, кто родом из Муховичей, уже давно живет во Флориде, а тот, кто появился на свет в большом городе, так в нем свою старость и встречает.

 

У меня тоже не раз была возможность уехать на ПМЖ в Америку или в обожаемую мной Италию, но я никогда этого не сделаю. Потому что точно знаю: эмигрирует тело, а душа все равно остается на родине. И пример тому — мой друг, блестяще знающий телевидение, Бахтияр Бахтияров. Вот уже 6 лет живет в Штатах. Вы удивитесь, но о том, что происходит в нашей стране, он сообщает мне первым.

 

О патриотических чувствах как–нибудь в другой раз... А сегодня я хочу начать разговор о городе, который очень люблю и из которого никогда не уеду.

 

Помню, как ответила горе–коллеге на его вопрос: «Элеонора, а вы из какого местечка?» Думаю, мой ответ он запомнил до сегодняшнего дня. Я — коренная минчанка, чем очень горжусь! И как все, радуюсь, что с каждым годом мой Минск становится красивее и лучше. Нам, считаю, повезло с мэром. «Как это мэром столицы назначают человека, который никогда не жил в большом городе?!» Ну и что! Можно до поры до времени жить в маленьких Барановичах. Важно иметь хорошую голову, чтобы стать хорошим головой, толковым градоначальником.

 

Я не вхожу в число тех, кто проявляет излишний восторг по поводу Национальной библиотеки и железнодорожного вокзала... Видела дома в Европе и Америке и пошикарнее... Но все равно эти здания очень красивые. Как и вечерняя подсветка города, и новогодний наряд Минска...

 

Но давайте поговорим о том, что мешает нам жить в столице. Первое — загрязненная атмосфера. Ощущение, что об экологии города никто уже и не думает. А человек, чтобы долго жить, обязан дышать чистым воздухом! Я живу в самом центре Минска, на площади Победы. Это не только священное место, но еще и «спуск» с двух сторон. И когда здесь скопление транспорта, дышать от смога просто нечем. Впору, если долго ждешь машину у подъезда, надевать респиратор.

 

Но почему–то в Вене или Париже, где машин еще больше, чем в Минске, воздух чистый, без выхлопных газов. Там думают о жителях. Там машины имеют специальные очистные устройства, как мне объясняли. Когда в моем любимом Минске займутся этой проблемой?

 

Не знаю, как вы, а я сожалею, что вместо экологически чистых троллейбусов по центральному проспекту пустили автобусы № 100. Мало того, что загрязняют воздух, так еще и поразительно неудобны для пассажиров... В них можно только сидеть (мест — 28), стоять — негде. Пространство внутри занято какими–то тумбами — отсюда, видимо, и ощущение переполненности. И еще: не понимаю, зачем автобус маршрута № 515 из Боровлян на центральный автовокзал должен следовать обязательно по проспекту Независимости? Кстати, почти без остановок. Для пассажиров этого маршрута такая привилегия — экскурсия по центру Минска?

 

Еще хочу поговорить о магазинах... Где–то в Ницце, Каунасе, Венеции они зачастую сами по себе — произведения искусства. В них обязательно что–то хочется купить. Почему в центре любимого Минска меня встречают магазины–монстры? Там давно не было ремонта, ассортимент продуктов и их выкладка — чудовищные. Очень напоминают раймаги 70–х годов. Хотите пример? «Продукты» на площади Победы. Недавно видела, как дверь его фотографировали французы. Думаю, не для рекламы.

 

Кстати, на площади Святого Петра в Риме мясом и колбасой не торгуют. Почему на самой торжественной площади страны это возможно? Тут уместнее, мне кажется, были бы «Сувениры» или «Военная книга».

 

С другой стороны, тем, кто живет в этом районе, колбасу ведь тоже где–то покупать надо? Был замечательный, с великолепным ассортиментом «Дионисий» во дворе, но его хозяин почему–то закрыл...

 

Такое впечатление, что все супермаркеты расположены в микрорайонах и на окраинах. Мой самый любимый гипермаркет Prostorе вообще, кажется, находится ближе к Гродно, чем к Минску. Кое–кто даже из Уручья, говорят, ездит туда. Разнообразные товары и цены привлекают. Нам, кто живет в центре, поневоле приходится завидовать.

 

 

 

Это странное слово «кроссовер»

 

Я хочу спросить у вас: неужели вы считаете академические произведения скучными и маловыразительными? Но как может быть скучным то, что прошло испытание временем?! В классической музыке тоже есть свои хиты, например «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Танец с саблями» А.Хачатуряна.

 

Но почему–то так далеки друг от друга языки, на которых создается музыка академическая и легкая, популярная... Сейчас начался процесс их сближения — кроссовер. Кроссовер — красивое и звучное слово, означающее облегченную классику, музыку для всех...

 

Во все времена, правда, были композиторы, стремившиеся соединить в своем творчестве разные жанры, кто–то сказал бы — «высокие и низкие». Иоганн Себастьян Бах стал автором не только полифонически сложных «Страстей по Матфею», но и грациозных сюит для клавесина. Дмитрий Шостакович вошел в историю музыки гениальными симфониями, опереттой «Москва, Черемушки» и песней «Нас утро встречает прохладой...» Великий стилист Андрей Петров под занавес жизни написал оркестровую сюиту «Уличные музыканты в смокингах», в которой объединил мелодии своих песен, прозвучавших в фильмах «Человек–амфибия», «Берегись автомобиля», «Служебный роман». Роскошная оркестровка, большой состав оркестра — и они зазвучали по–новому.

 

Хотя сегодня ходить на симфонические концерты даже модно. Престижно побывать на выступлениях Дмитрия Хворостовского, Юрия Башмета, «Виртуозов Москвы». И в крутых машинах типа «Бентли» или «Мерседеса» звучат уже не Алена Апина или Ирина Аллегрова, а сочинения Вивальди, Альбинони, Моцарта. Правда, есть и обратная сторона у этого увлечения классикой — планка мастерства некоторых мэтров понижается. Свой последний концерт в Минске выдающийся альтист Юрий Башмет провел почему–то не в филармоническом зале, а в огромном малоприспособленном для академической музыки Дворце Республики.

 

Соединение несоединимого сегодня сплошь и рядом. Один из лучших оркестров мира, Чикагский, с удовольствием исполняет в концертах «Сюиту на темы «Битлз». Легкую музыку включают в свои выступления «Виртуозы Москвы», а Дмитрий Хворостовский подготовил несколько программ из русских песен и романсов.

 

Я была в восторге от проекта канала ОНТ, когда в одном концерте в витебском амфитеатре сошлись американский джазовый пианист Игорь Райхельсон, саксофонист Игорь Бутман и Юрий Башмет. Публика, перекормленная дешевой попсой, осталась очень довольна.

 

И знаменитому итальянскому тенору Лучано Паваротти, 150–килограммовому гению вокала, королю верхних «до», было тесно на оперных подмостках. Ария из «Турандот» в его исполнении стала неофициальным гимном чемпионата мира по футболу в 1990 году. На концерты Паваротти публики собиралось не меньше, чем на выступления «Роллинг Стоунз». Он, обладатель самого красивого, чистого голоса в мире, стал движущей силой, генератором трио теноров: вместе с Доминго и Каррерасом исполнял оперные арии и популярные песни для сотен тысяч слушателей. На 34 концертах великой тройки с 1993 по 2000 год побывало более полутора миллиардов слушателей. Не все были в восторге от неуемности великого итальянца. Упрекали его в коммерциализации и принижении жанра, в пропаганде поп–оперы. Великий артист не обижался, наоборот, он гордился своими успехами. В историю музыки XX века войдут концерты Лучано Паваротти, спетые им совместно с Элтоном Джоном, Стингом, Патрисией Каас, Брайаном Адамсом.

 

И другие классические певцы, как бы завидуя успеху поп–звезд, начали совершать набеги на их территории, выступать на стадионах и в парках, соединяя в одном концерте музыку академическую и популярную, увлекаться лазером и прочими спецэффектами, превращая концерт в шоу. Послом оперы в мир популярной музыки стал итальянский тенор Андреа Бочелли — один из самых ярких сегодня представителей жанра кроссовер в мире. С 12 лет обладатель потрясающего по красоте голоса не видит, на сцену его выводят за руку.

 

И в заключение. Не знаю, как для вас... А для меня одно из самых сильных потрясений в музыке — это Барселона–92, открытие Олимпийских игр и выступление неожиданного дуэта, оперной примадонны Монтсеррат Кабалье и идола молодежи Фредди Меркьюри. Лидер Queen уже смертельно болен, в чем признается своей партнерше... Может, потому в их совместной композиции «Барселона» столько нежности, страсти... и боли. Я и сегодня этот хит без слез и восхищения смотреть и слушать не могу. Думаю: назовите как хотите — облегченная классика, кроссовер. Совсем пренебрежительно — «музыкальный фаст–фуд». Мне нет до этого дела. Главное — другое... Это гениально и неповторимо. Это настоящая музыка!

 

 

Тот самый Вуячич

Виктор болел долго и тяжело. Его болезнь оказалась неизлечимой. Но об этом никто не знал. Он и его жена Света не хотели ни с кем делиться этой страшной тайной. Вуячич держался потрясающе: был, как всегда, красив, элегантен, удивительно моложав. Его 60 «с хвостиком» лет ему никто не давал. Он много работал, записывал новые песни. Работа помогала забыться, не думать о приближающемся конце. Выдавали только глаза... Да еще тот факт, что Виктор разучился улыбаться.

 

Говорят, где–то за год до ухода он пришел к известному дирижеру с просьбой спеть с оркестром. Его аргумент был отчаянным: «Понимаешь, я не могу ждать. Мне совсем недолго осталось...»

 

В последние годы я называла его Витечкой. По–моему, ему это нравилось. Он, кстати, тоже называл меня как никто — Лера, Нора. Имя Элеонора ему явно не нравилось.

 

Мы познакомились с Виктором Лукьяновичем, страшно сказать, 40 лет назад. Осенью 1968 года в Могилеве сошлись гастрольные маршруты моей филармонической концертной бригады и тогда уже знаменитого артиста Вуячича, который работал с ансамблем «Тоника». Виктор был уже звездой, публика на его концерты ломилась. Всесоюзную славу артисту принесла песня «Память сердца» Игоря Лученка, с которой он победил на конкурсе в Москве. Я, вообще, не очень люблю ее. Мне гораздо ближе другие композиции в исполнении моего талантливого друга: «Верасы», «Вероника», «Мой родны кут», «Спадчына». И если совсем честно, как пел в те годы Вуячич, мне тоже не очень нравилось. Слишком громко. Слишком пафосно. Его мощная, очень заметная шея буквально надувалась от перенапряжения голосовых связок.

 

Вспоминаю такую историю. Самое начало 70–х годов. У меня в гостях Армен Джигарханян. Работает телевизор. Там поет наш Вуячич. Армен немного слушает, потом досадливо обращается ко мне: «Объясни, Элеонора, ты все знаешь про музыку. Почему, когда поет Азнавур, я, не зная французского языка, все понимаю. Но когда этот орет...» — он сделал красноречивый жест в сторону экрана. Я не знала, что ответить, и глупо улыбалась.

 

Пройдет каких–то 10 лет и я снова окажусь в компании Армена Борисовича. Только на этот раз мы в Москве. Сидим в театральном буфете. Армен рассказывает что–то веселое. И вдруг умолкает, прислушиваясь к негромко включенному радио. Я тоже прислушиваюсь. И узнаю голос Вуячича, который поет знаменитую песню Окуджавы «Виноградную косточку в теплую землю зарою...». Мы дослушали молча. «Ты все знаешь про музыку, Элеонора. Кто так сейчас замечательно пел?» «Это, Армен Борисович, тот самый Вуячич, который вам когда–то так не понравился», — не без ехидства ответила я. Мудрый Армен еще помолчал, потом улыбнулся: «Смотри–ка ты! Петь научился! Очень хорошо!»

 

Поверьте, было именно так! С Вуячичем произошло невероятное. Все с возрастом вроде бы поют хуже. А он, наоборот, с годами заметно добавил. В своей профессии Виктор понял главное: даже если в зале 5.000 человек, все равно работать нужно для каждого в отдельности. Петь на ухо. Нежность и теплота появились в его голосе... А потом он совсем отказался от исполнения патриотических песен, стал петь только о любви...

 

1997 год. Виктору осталось жить пару лет. Ранним утром, пока не жарко, на его машине мы едем в Витебск на «Славянский базар». Виктор ставит мне кассету, где записан только аккомпанемент — оркестровое сопровождение. «Интересно, с какого такта узнаешь?» Звучит что–то страшно знакомое, невероятно красивое. Узнала, но не с первого такта. «Мелодия» Пахмутовой. «Боже! Как здорово! Где ты нашел такого аранжировщика? Это же хит...» И не ошиблась. Песня вроде бы была неновой, но гениальной. Ее исполнили уже все. Но Вуячич дал ей новую жизнь...

 

Виктор в его 60 лет, измученный, но не побежденный страшной болезнью, на сборных концертах давал фору многим исполнителям: тем, как держался, как профессионально и здорово были сделаны его минусовые фонограммы, тем, что пел только «живьем»... И еще тем, как выглядел: костюмы, рубашки, пиджаки Вуячича всегда были безупречны — так хорошо и дорого никто на нашей эстраде не одевался. И тут Виктору помогала его Света. У жены артиста, без преувеличения, безупречный вкус. И это не единственное ее достоинство.

 

Светлана Вуячич в свое время считалась в Минске настоящей звездой. Кроме всего прочего, замечательная хозяйка, человек с прекрасным характером. Она была Виктору верной и любящей женой. Для семейной жизни у нее можно найти, пожалуй, только один недостаток. Будучи профессиональной танцовщицей и на протяжении многих лет ведущей солисткой Государственного ансамбля танца, народная артистка Светлана Вуячич часто и надолго уезжала на гастроли. Бросить любимую работу даже ради горячо любимого мужа прима не могла...

 

Света и Витя. Это была очень красивая пара. Ухоженные, изысканно одетые, а главное — нежно относящиеся друг к другу. Однажды я заметила, что даже телевизор дома они смотрят, держась за руки. Это прожив–то вместе 40 лет! Помню, как в Голландии (с телеоператором Костей Корниенко я снимала там телепрограмму о гастролях ансамбля танца) мы со Светой в свободное от съемок и концертов время искали Виктору смокинг. Смокингов было много, но все они не устраивали Свету. Наконец едва ли не в последний день она нашла, что хотела. И как была счастлива! Ну и пусть покупка стоила сумасшедшие деньги! Это же для Вити. Себе в той поездке Света ничего не купила — это я точно помню.

 

В этом смокинге Виктора и похоронили...

 

А как ухаживала эта роскошная женщина за своим больным мужем — она просто не выходила из больничной палаты.

 

Виктор тоже очень любил свою жену. Обожал покупать ей подарки. Красная дубленка от Версаче, бриллианты... Сегодня у Светы ничего этого нет. Она не могла ждать, пока государство выделит деньги на надгробие своему лучшему эстрадному певцу. И продала все за бесценок, но поставила Вите на Московском кладбище достойный памятник.

 

Неправда, что незаменимых нет. Место Виктора Вуячича на белорусской эстраде не занял никто. Жаль только, что этого артиста начинают понемногу забывать...

 

Слышали бы вы, что сказала я одному из тех, кто определяет музыкальное вещание на FM–станции, в ответ на его замечание: «Вуячич сегодня — неформат...»

 

Таких бы «неформатов» побольше...

 

 

Чаплин в юбке

 

Этот високосный год уже потряс нас количеством смертей. Один за другим уходят из жизни люди известные, популярные, любимые... Будто кто–то там, наверху, подбирает себе хорошую компанию. А.Абдулов, Б.Хмельницкий, С.Чиаурели, Н.Бессмертнова, Ю.Толубеев, совсем недавно — М.Танич и Н.Румянцева...

 

Надежда Румянцева — лучшая травести советского кино. «Чаплин в юбке», как ее иногда называли. Она сыграла совсем немного ролей, но фильмы с ее участием — любимые: «Неподдающиеся», «Девчата», «Королева бензоколонки».

 

Умерла Надежда Васильевна на 78–м году жизни. И почти до конца своих дней оставалась моложавой, веселой и очень жизнерадостной. Говорила: «Я стараюсь жить так, чтобы каждый день становился праздником».

 

У нее были огромные озорные глаза и ослепительная, лучезарная улыбка. Она совершенно не комплексовала по поводу своего маленького роста; думаю, немного прибавляла, называя цифру 151 см. Была очаровательной, и мужчины влюблялись «штабелями».

 

Фильм «Девчата» я знаю наизусть и готова смотреть с любого места. И каждый раз радуюсь, что роль поварихи Тоси Кислицыной, у которой по щам были только «пятерки», сыграла именно Румянцева, а не нелепая и, по–моему, неумная Наталия Кустинская, как жена кинорежиссера, очень претендовавшая на эту роль.

 

Вообще, в фильме «Девчата», лучшей комедийной ленте 1962 года, совпало очень многое: умный веселый киносценарий писателя Бориса Бедного, талантливая режиссура Юрия Чулюкина, блестящий актерский состав: Инна Макарова, Светлана Дружинина, Михаил Пуговкин, Николай Рыбников, Анатолий Адоскин, Люсьена Овчинникова. И, конечно, замечательная музыка Александры Пахмутовой. Знаменитая песня «Старый клен» впервые прозвучала именно в этой картине.

 

Говорят, образ Тоси артистка придумала сама. Где–то нашла нелепое детское пальтишко, взяла напрокат у собственного племянника смешную шапку с торчащими ушами, заплела косички — «мышиные хвостики». «Пигалица», «пичуга», как сказал про нее руководитель фильма Михаил Ромм. А актрисе шел тогда 32–й год... За эту роль она получила приз на Международном фестивале в Аргентине, в Мар–дель–Плата.

 

Надежда Васильевна была женщиной умной, невероятно энергичной и решительной. Почти без раздумий пожертвовала удачной кинокарьерой ради любимого мужа и уехала с ним на долгих 12 лет сначала в Египет, а потом в Малайзию. Избранник актрисы Вилли Хштоян работал за границей торгпредом. Когда супруги вернулись в Москву, режиссеры почему–то не выстраивались к ней в очередь. Пришлось заняться озвучиванием и дублированием фильмов («Рабыня Изаура», «38 попугаев»), вести ТВ–программы «Будильник», «Моя семья». Кстати, в картине «Кавказская пленница» за Н. Варлей тоже говорила Н. Румянцева.

 

Конечно, Надежде Васильевне не хватало настоящего кино, но виду она не подавала. И действительно была очень счастлива в семейной жизни. Каждое утро вставала в 7 часов, чтобы приготовить любимому мужу завтрак. А он, романтик по природе, постоянно признавался ей в любви и в буквальном смысле носил на руках.

 

Последние годы супруги жили в загородном доме в Подмосковье. Деятельная Надежда Васильевна тут же познакомилась и подружилась с соседями, ставила на зиму соленья и варенья. Вообще хорошо кулинарила, ее пироги будут вспоминать еще долго. И с удовольствием разводила цветы, обожала розы и очень не любила букеты.

 

Она была потрясающий оптимист! Так умела радоваться жизни и так хотела жить! А тут эта страшная болезнь — рак мозга. Актриса сильно похудела, у нее очень болела голова, стала падать в обмороки. Под конец уже не могла самостоятельно ходить.

 

В больнице Вилли Вартанович все время находился с ней, держал за руку и украдкой вытирал слезы. Тайком плакала и она. 42 года их невероятно счастливой жизни пролетели слишком быстро...

 

Актеры уходят. Но остаются их роли. И снова, как завороженные, будем смотреть на экран, а повариха Тося Кислицына расскажет, сколько блюд можно приготовить из картошки и как ей хочется быть красивой, «чтобы все мужики так и падали, падали и сами в штабеля укладывались...» Глупая... Она была самой красивой...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 months later...

Я полностью разочарована в мужском поле... Думаю любовь не существует... А может я еще не встретила того единственного? Ждать... Это тоже не выход... Мужиков то меньше чем женщин... Всех расхватают... Что делать? :unknw:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

o.ks.ana, с таким настроем ничего хорошего не получится. разберитесь в себе, почему разочарование, неправильные ожидания, не тот выбор изначально, неверие в хороший исход отношений... Поменяете отношение внутри и все изменится. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

o.ks.ana, вы, наверное, в ком-то конкретном разочаровались. Или неосознанно выбираете мужчин, которые вас разочаровывают. Но все разные. Да и что значит расхватают? Сразу ассоциации с распродажей :) Ваше от вас не уйдет) Тея правильно написала, все зависит от нашего отношения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 months later...

Прочитала только что на одном форуме :rolleyes:

 

1. Настоящая женщина не гонится за счастьем. Она вообще ни за чем не гонится. Бег за счастьем - самый популярный и самый глупый вид спорта. Мы все куда-то бежим. К светлому будущему, в завтрашний день, в следующий год и т. д. Настоящая женщина не занимается этим видом спорта. Она плывёт по жизни, всегда находясь в сегодняшнем дне, потому что настоящее - это самое интересное и важное из того, что занимает её внимание. Нет, конечно, настоящая женщина имеет планы на будущее, но она не откладывает жизнь на завтра. Не ждет, что её настоящая жизнь начнётся, когда... (когда она наконец похудеет, когда прискачет принц, когда будут подходящие обстоятельства и т. д.).

 

2. Быть настоящей женщиной - большая привилегия, и она это понимает. С трепетом относится к тому факту, что родилась женщиной, и видит в этом особую ценность. Она не просто знает себя женщиной на уровне понятия, она чувствует себя таковой. Для неё быть настоящей женщиной - это не испытание, не тяжкий труд и не крест, который надо нести всю жизнь. Это подарок и благословение судьбы. Настоящая женщина культивирует в себе женственность на всех уровнях: внутреннем (ощущения, чувства, мысли) и внешнем (тело, одежда, поведение).

 

3. Настоящая женщина живёт в своём темпе. Когда вы живёте слишком медленно, у вас нет ощущения, что это жизнь. Когда живёте слишком быстро, вы не успеваете почувствовать жизнь. У каждой из нас свой темп существования. Настоящая женщина хорошо знает и чувствует его и живёт в соответствии с ним. Она избегает крайностей. Не лежит на диване, но и не мельтешит, как курица. Она сама регулирует свои нагрузки и тем самым задаёт темп окружающим её обстоятельствам. Настоящая Женщина живёт так, чтобы сделать то, что хочет, и при этом не потерять вкус к жизни. В её действиях самое главное - не количество телодвижений, совершённых в единицу времени, а точность расчета и осознание, что она делает и зачем.

 

4. Настоящая женщина у себя на первом месте. И это не значит, что она эгоистка, чёрствая, равнодушная или циничная. Просто она знает, что за чрезмерным желанием заниматься другими людьми скрывается страх жить своей собственной жизнью. Настоящей женщине интересна её жизнь. Она никогда не теряет ощущение ценности своего личного пространства. Но при этом способна на поддержку, помощь и участие в жизни других людей. Она не говорит "да", если её сердце говорит "нет". И всегда слушает себя и доверяет своим чувствам.

 

5. Настоящей женщине не нужна "зачётка для общественного мнения". Эту книжицу - для родителей, учителей, соседей, родственников, друзей и коллег - ещё в детстве получает каждая девочка. И сдаче экзаменов для неё девушки посвящают всю свою жизнь. Настоящая женщина выбросила зачётку. Пусть другие ставят галочки в графах: замужем - не замужем, нормально - не нормально, одна - не одна, как у всех - не как у всех... Настоящая Женщина живёт своими ориентирами, сама их придумывает и сама воплощает. И если они непохожи на стандарты других, это не очень её беспокоит. Она разрешает другим людям оценивать себя так, как им того хочется. Знает, что миссия "понравиться всем" глупа и невыполнима. Настоящая женщина работает над собой, но никогда не делает этого для того, чтобы заслужить чьё-то одобрение. Она делает это из любви к себе.

 

6. Настоящая женщина переросла свою "хорошую девочку". Хорошая девочка - это воспитанница наших родителей. У неё одна задача - нравиться окружающим, вызывать одобрение. Нравиться даже тогда, когда собственные желания протестуют. Хорошая девочка живёт по принципу "я должна" или "я не должна". Она редко спрашивает себя, чего на самом деле хочет. Настоящая женщина ушла от своей "хорошей девочки", а заодно оставила постоянное стремление к одобрению и похвале. Это не значит, что ей всё равно, как её оценивают. Просто она никому ничего не доказывает, особенно в ущерб себе. К своим чертам, которые принято называть недостатками (а у кого их нет?), настоящая женщина относится снисходительно. Она видит их, но не драматизирует. Не прячет их, но и не выставляет напоказ.

 

7. Настоящая женщина не преодолевает препятствия, а обходит их. Бороться - это удел воинов. Настоящая женщина никогда не будет играть в супергероя. Встречая преграды на пути к своей цели, она не будет пробивать их лбом, а посмотрит, нельзя ли их обойти или использовать как трамплин. Настоящая женщина делает ставку не на силу, а на гибкость. Препятствие для неё - не враг, а ребус, который надо разгадать. Она знает, что у всякой ситуации есть не только сложное, но и лёгкое решение. И владеет искусством выбирать нужное место и нужное время для своих действий.

 

8. Настоящая женщина не разыгрывает драму "Как тяжела моя жизнь!" Глядя на неё, не скажешь, что она выживает: днём и ночью зарабатывает деньги, моет, стирает, убирает, ухаживает за мужем и детьми. Никогда не подумаешь, что она измоталась, делая ремонт или строя дачу. Даже когда у неё действительно большие нагрузки, настоящая женщина находит время, чтобы восстановиться и хорошо выглядеть. Она не будет разыгрывать из себя жертву, потому что знает: обстоятельства сложны не сами по себе, а в силу её отношения к ним. "Ломовая лошадь" - это диагноз души, а не влияние обстоятельств. Женщина может быть ломовой лошадью где угодно и когда угодно, с любым количеством детей и работы, а также без всего этого.

 

9. Одиночество для настоящей женщины - это подарок. Свои периоды одиночества, если они есть, настоящая женщина ценит и любит. Она не стремится втянуть в свою жизнь случайных знакомых или мужчин, лишь бы не остаться наедине с собой. Быть наедине с собой - это благо. Лучшее время для того, чтобы восстановиться, наполнить свою жизнь спокойствием и глубиной. Настоящая женщина интересна сама себе и пользуется одиночеством с наслаждением.

 

10. Она любит свой возраст. Всегда. Настоящая женщина живёт в своём настоящем, реальном возрасте, пользуясь всеми его преимуществами. Она не рассказывает себе историй о том, что в этом возрасте что-то "уже поздно" или "ещё рано". Эта философия - оправдание для тех, кто использует годы для прикрытия своих страхов или внутренних запретов. Настоящей женщине можно всё и в любом возрасте. А потому у неё нет, и не будет сожаления о том, что она чего-то не успела. Это не значит, что она не ухаживает за собой и не стремится выглядеть хорошо. Просто она не "молодится" и не изображает из себя ту, которой была 20 лет назад. Настоящая женщина знает: в каждом возрасте есть своя красота, сексуальность и обаяние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здорово! :pozdr:

Особенно про одиночество - Лучшее время для того, чтобы восстановиться, наполнить свою жизнь спокойствием и глубиной и

Миссия "понравиться всем" глупа и невыполнима. Очень актуально.

gratia, спасибо, статья придает оптимизма и желания двигаться дальше. :yahoo:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитала только что на одном форуме :rolleyes:

 

1. Настоящая женщина не гонится за счастьем. ....

 

 

Ой, Ань, хорошая статья. что-то хочется уже становиться настоящей женщиной :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 month later...
Я полностью разочарована в мужском поле... Думаю любовь не существует... А может я еще не встретила того единственного? Ждать... Это тоже не выход... Мужиков то меньше чем женщин... Всех расхватают... Что делать? :unknw:

 

 

Советую обратить свои взглады на Китай. У них там обратная ситуация.

 

И число миллионеров увеличивается, к тому же, в связи с экономическим бумом :D ...

Изменено пользователем masja1982
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я полностью разочарована в мужском поле... Думаю любовь не существует... А может я еще не встретила того единственного? Ждать... Это тоже не выход... Мужиков то меньше чем женщин... Всех расхватают... Что делать? :unknw:

 

Однозначно - любовь есть. Для меня всегда яркий пример - это мои родители. Они прожили вместе почти 35 лет. Мои прадеды родом из города Грозного (Чечня). Изначально он был казачьей русской станицей. Там жили все мои родные по папиной линии. Папа привез мою маму туда совсем молоденькой. У нас была очень дружная семья. Хотя мои родители иногда выясняли отношения так, что бразильский сериал отдыхает, мы с сестрой всегда видели, что они очень любят и ценят друг друга . Когда началась война мама скоропостижно умерла от обширного инсульта в 54 года. После этого папа почти год не разговаривал. Уже 15 лет он живет один. Неоднократно была возможность у него заново начать личную жизнь - он очень приятный во всех отношениях мужчина. Мы с сестрой были "за" обеими руками. Но нет. Он помнит и любит маму и никого другого рядом с собой не видит. Всю свою любовь вкладывает в своих внуков. Самая любимая - моя младшая дочь. И мы все его очень любим и ценим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 months later...
  • 2 weeks later...

А если не размениваться, и не пробовать, как потом не быть уверенным что любовь свою не пропустил? Мне кажется все в нашей жизни нужно все пробовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Одно из любимых моих стихотворений.

 

Любовь.

 

У нас говорят, что, мол, любит, и очень,

Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…

А помню, старуха соседка короче,

Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.

И часто, платок, натянувши потуже

И вечером в кухне усевшись погреться,

Она вспоминала сапожника-мужа,

Как век он не мог на неё насмотреться.

- Поедет он смолоду, помнится, в город,

Глядишь – уж летит, да с каким полушалком!

А спросишь: чего, мол, управился скоро?

Не скажет… Но знаю… меня ему жалко…

Зимой мой хозяин тачает, бывало,

А я уже лягу, я спать мастерица,

Он встанет, поправит на мне одеяло,

Да так, что не скрипнет под ним половица.

И сядет к огню в уголке своём тесном.

Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек…

Дай бог ему отдыха в царстве небесном! –

И тихо вздыхала: - Жалел меня очень.

В ту пору всё это смешным мне казалось,

Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее,

Трагедии, бури… Какая там жалость!

Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?

 

Недавно, больная бессонницей зябкой,

Я встретила взгляд твой – тревога в нём стыла.

И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, -

Как верно она про любовь говорила!

 

Ирина Снегова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 months later...

забавную штуку нашла)))

 

Овен: влюбился, пострадал от этого, но не разлюбил.

 

Телец: в конце концов влюбился.

 

Близнецы: влюбился, потом влюбился, потом влюбился...

 

Рак: влюбился - женился.

 

Лев: влюбился - не понравилось, больше не влюблялся.

 

Дева: сделал вид что влюбился.

 

Весы: подумал, подумал… влюбился.

 

Скорпион: влюбился - пострадал, влюбился - пострадал.

 

Стрелец: влюбился - добился!

 

Козерог: влюбился, и заставил в себя влюбиться.

 

Водолей: долго выбирал, выбрал - влюбился.

 

Рыбы: влюбился, бросил, пожалел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...