Перейти к содержанию
Котя-Бергамотя

Профилактика заболеваний в детских учреждениях

Рекомендуемые сообщения

Результаты применения ароматерапии в средней школе

20.10.2003

Источник: personal.gavrilov.e-gloryon.com

Автор: Радионова М.Д.

 

Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья школьников становится все более очевидна в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости детей, увеличением нервно-психических болезней и функциональных расстройств.

Лишь 10 процентов здоровых детей обучаются в настоящее время в общеобразовательных учреждениях города, две трети страдают хронической патологией, 15 процентов учеников имеют нарушение опорно-двигательного аппарата, причем среди выпускников количество таких детей возрастает в 2–2,5 раза.

 

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №17 Свердловского района г. Красноярска является Федеральной экспериментальной площадкой валеологического профиля, занимается проблемами валеологического образования. Цель проекта – получить действующую модель школы валеологического типа, способную организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем. Для этого необходимо ориентировать образовательную деятельность на ценность и уникальность здоровья в жизни человека. В медицинском центре наряду с кабинетами лечебной физкультуры, физиотерапевтическим, массажным и стоматологическим кабинетами, создан и успешно работает в течение двух лет кабинет ароматерапии. Сегодня в школе обучается 870 учеников, 67 детей с особыми образовательными потребностями, из них 35 детей-инвалидов, 28 детей с DS:Тугоухость I-IVст. И мы понимаем, какую берем на себя ответственность за создание условий для получения этими детьми полноценного, качественного образования, за создание равноправных партнерских отношений с их здоровыми сверстниками.

 

Основную патологию обучающихся в средней школе можно выделить в три группы: заболевания опорно-двигательной системы (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие), снижение остроты зрения и заболевания органов дыхания, верхних дыхательных путей. 173 ученика нашей школы страдают хроническими заболеваниями. Около 20 процентов учеников школы в течение учебного года переносят простудные заболевания, которые возникают в холодное время года, чаще в осенне-весенний период. Но осенью увеличение острых респираторных заболеваний можно связать и с возрастающими физическими и психоэмоциональными нагрузками, связанными с началом учебного года. Поэтому, значение имеет улучшение адаптации учеников, особенно часто и длительно болеющих.

 

Учитывая рост заболеваемости ОРВИ и гриппом в медико-педагогическом центре «Здоровье» был разработан комплексный план лечебно-профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости ОРВИ. Наряду с санацией хронических очагов инфекции в стоматологическом и физиотерапевтическом кабинетах ведется активная профилактика простудных заболеваний ароматическими маслами. Все это в комплексе привело к значительному снижению уровня заболеваемости ОРВИ и гриппом на 18,9 процентов. Проводимые коррекционно-профилактические мероприятия привели также к снижению заболеваемости по нарушениям опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой патологии, функциональных заболеваний ЦНС и заболеваний пищеварительной системы.

 

Мы используем ингаляционный метод ароматерапии и массаж с применением эфирных масел. Процедуры проводятся групповым методом, для чего комната оборудована удобными креслами и видеоаппаратурой. Во время процедуры в кабинете, помимо насыщения воздуха эфирными маслами с помощью аромалампы, идет просмотр видеофильма с изображением красивых пейзажей, животных, с записью расслабляющей музыки, или прослушивание аудиокассет с шумом моря, пением птиц, спокойной музыки. Иногда сочетаем ароматерапию с ультратонотерапией.

Хороший лечебно-профилактический эффект дают эфирные масла лаванды, лимона, сосны, пихты, эвкалипта, кедра.

При простудных заболеваниях, гриппе, насморке используем смеси масел эвкалипта, лаванды, розмарина в сочетании с маслом перечной мяты.

 

При головных болях различного происхождения смеси из лавандового, гераниевого, эвкалиптового масел с добавлением капли гвоздичного.

 

При стрессовых состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением – сочетание масел лаванды, лимона и кипариса.

А при умственном переутомлении положительный эффект дает смесь масла лимона, розмарина и бергамота.

Такой же результат можно получить при добавлении в смесь 1-2 капли эфирного масла сладкого апельсина.

Высокая эффективность метода ароматерапии позволяет рекомендовать его применение в детской практике в качестве первичной и вторичной профилактики простудных заболеваний у детей. Рекомендуемые масла: лаванда, полынь лимонная, мята, мелисса, шалфей, эвкалипт, чайное дерево.

 

Методика применения масел основана на искусственной компенсации недостатка фитонцидов в воздухе. Важным преимуществом ароматерапии является возможность массового применения. В этом случае используются невысокие концентрации эфирных масел. При длительном пребывании учеников в плохо проветриваемом помещении повышается насыщенность воздуха микроорганизмами. Проблему очистки школьных помещений можно решать с помощью насыщения воздуха эфирными маслами. Например, эфирное масло лаванды при получасовой экспозиции уменьшает в течение двух часов количество микроорганизмов в воздухе в 2-3 раза. Эффект сохраняется в течение суток. В этом учебном году мы начали применять эфирные масла методом распыления во всех классах начальной школы прямо во время уроков. Используемые масла: лимон, грейпфрут, розмарин, петитгрейн.

 

В период эпидемии гриппа мы рекомендуем ученикам, их родителям и педагогам школы ношение различной аромабижутерии. Врачами медицинского центра ведется работа над проектом «Интеграция слабослышащих детей в обычную общеобразовательную среду». В работе с такими детьми используем цитрусовые и сосновые эфирные масла. Очень хороший эффект дает масло сладкого апельсина, мандарина, лимона, грейпфрута, сосны. Хороший адаптоген – эфирное масло пальмарозы – восстанавливает силы, адаптирует к внешним условиям, способствует концентрации внимания и улучшает память. Грейпфрут уравновешивает, облегчает творческое восприятие информации. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах. Их хорошо использовать перед ответственными контрольными и экзаменами. Шалфей в малой дозировке оказывает укрепляющее действие и повышает защитные силы организма.

 

Сеансы ароматерапии способствуют улучшению самочувствия, настроения и работоспособности детей. Они с удовольствием посещают кабинет ароматерапии. Неоднократно на сеансах ароматерапии с использованием масел лаванды, розы, мандарина, мелиссы, шалфея мускатного, нероли в течение 20-30 минут удавалось снизить повышенное AD при вегетососудистой дистонии. Сейчас достаточно много детей в подростковом возрасте страдает этой патологией. Часто повышенное артериальное давление является проявлением школьной дезадаптации и эфирные масла здесь достаточно хорошо работают. Необходимо сказать, что во время ароматерапии обязательно ведется наблюдение за переносимостью процедур, контролируется PS, AD, субъективные ощущения, обращается внимание на аллергические реакции. Хочется отметить, что за весь период применения метода ароматерапии у нас не было случаев аллергических реакций. Таким образом, результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что применение метода ароматерапии в условиях общеобразовательной школы вполне оправдано. Он способствует облегчению адаптации детей к школе и в дальнейшем, в переломные периоды обучения, позволяет снизить уровень общей заболеваемости, уменьшить частоту невротических расстройств, нарушения остроты зрения и осанки и способствует улучшению физического и умственного развития детей.

 

Радионова М.Д. кафедра традиционной медицины Красноярская Государственная Медицинская Академия

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мой ребенок скоро пойдет в садик, но там, понятное дело, ароматерапия не применяется.

Чем можно помочь малышу в таком случае?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

так выше же написанно о маслах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Извините, проглядела. А из аромамедальона масло не может вылиться? Ребенок-то активный, к тому же наверняка будет хватать флакончик. Есть ли тут какие-нибудь секреты?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А в медальонах масло капается так, чтобы глина впитала его- оно там не плавает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Никогда не пользовалась, теперь попробую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Спасибо. Никогда не пользовалась, теперь попробую.

Тогда вам будет полезна эта темка: Аромакулоны. :pozdr:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А сколько по времени ребенок может вдыхать пары эфиров? Если в кулон или на одежду нанести и отправить ребенка в сад, то до вечера ему плохо от аромата не станет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня на деточке висит аромакулон - еще из Греции привезли,туда раз в неделю капнешь и все отлично - меньше всех в классе болеет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...