Перейти к содержанию

Нейрокосметика


Рекомендуемые сообщения

Нейрокосметика

 

Тийна Орасмяэ-Медер, врач-косметолог, разработчик Meder Beauty Science

 

«Нейрокосметика»: этот термин в последние годы звучит все чаще как в рекламе, так и на серьезных научных конференциях. Многие косметологи скептически относятся к идее воздействия на нервную систему с помощью косметических препаратов или методик. Да, мы знаем о том, что массаж успокаивает, косметическая маска с приятным ароматом расслабляет лучше, чем маска с резким запахом, но ограничиваются ли этим наши возможности? Термин «нейрокосметика» вошел в употребление не так давно, и в большинстве случаев под ним понимают препараты, описываемые как «топические продукты, не обладающие токсическим локальным действием, не реабсорбирующиеся, демонстрирующие активность в отношении кожной нервной системы или кожных нейромедиаторов». Это определение принадлежит профессору Л. Мизери, в 1997 году предложившему понятие нервноиммунно-кожной системы (SNIC).

 

 

Кожа, по мнению профессора Мизери, представляет собой орган, обладающий крайне плотной и мощной иннервацией, поднимающейся до границы рогового слоя эпидермиса.

Связи между кожей и нервной системой долго оставались недостаточно изученными, однако они настолько сильны, что напрямую влияют на клеточные структуры кожи, анатомически и функционально. Нейромедиаторы, синтезирующиеся нервными окончаниями, также синтезируются в клетках кожи и иммунной системы и служат медиаторами информационного обмена между кожей и нервной тканью. Клетки кожи, иммунокомпетентные клетки, обладают многочисленными рецепторами не только для нейротрансмиттеров, но и для ферментов, разрушающих трансмиттеры.

Связь «нейротрансмиттер - рецептор» влияет на свойства клеток любого вида (клетки Лангерганса, кератиноциты, меланоциты, эндотелиальные клетки, фибробласты и т. д.). Все основные функции клеток контролируются нервной системой: иммунитет, дифференциация и пролиферация кератиноцитов, пигментация кожи, синтез основных структурных волокон и мукополисахаридов, вплоть до развития нервной ткани в верхних слоях кожи. Взаимодействие нервной системы с кожей реализуется на нескольких уровнях: в основном, разумеется, речь идет о дерме и гиподерме.

Но некоторые нервные окончания располагаются непосредственно в эпидермисе, где они вполне доступны для воздействия: в частности, тельца Меркеля активно транслируют разнообразные клеточные стимулы. Нервные окончания могут реагировать на косметические ингредиенты, каковые наносятся на кожу и диффундируют в более глубокие слои. Кожные нейромедиаторы многочисленны и обладают крайне разнообразной активностью, но основные имеет смысл выделить в отдельный список:

sn__6542_0.jpg

 

Влияние на синтез вышеперечисленных веществ (количественное или качественное) может индуцировать не только физиологические, но и патологические изменения в тканях, и это необходимо учитывать при работе с потенциально нейроактивными ингредиентами. Именно потому «нейрокосметические» средства стоят особняком и, видимо, нуждаются в выделении в особую группу для сертификации, с позиций безопасности для потребителя.

Учитывая разнообразные факторы влияния, механизм действия нейрокосметических средств может быть крайне вариабельным: антагонизм или агонизм по отношению к нейромедиаторам и веществам, индуцирующим высвобождение медиаторов или энзимов, влияющих на их катаболизм.

На сегодня к средствам нейрокосметического воздействия можно отнести:

  • • успокаивающие (противовоспалительные) средства для реактивной и чувствительной кожи, в которых содержатся антагонисты субстанции Р;
  • • антистрессовые средства, обладающие успокаивающим или «гедонистическим» действием; средства для похудения, в которых содержатся антагонисты липогенеза, влияющие на высвобождение нейропептида Y или на адренергические рецепторы;
  • • противовозрастные ингредиенты, уменьшающие толщину эпидермиса, связанную с возрастными проявлениями, что коррелирует с ослаблением кожной иннервации;
  • • миорелаксирующие ингредиенты и деконтрактанты поверхностного воздействия.

Относительно миорелаксантов необходимо отметить, что речь идет исключительно о терапевтических топических миорелаксантах, не влияющих на медуллярные интернейронные связи или кортикальные синапсы.

В основном их действие реализуется в форме ингибирования полисинаптических рефлексов.

Препараты и ингредиенты, обладающие ботоксоподобным эффектом, блокируют антагонистические ацетилхолиновые воздействия, уменьшают активность ацетилхолинэстеразы, могут модифицировать трансмиссию или фиксацию ионов кальция в ходе нейромышечной передачи, что, в свою очередь, влияет на эффективность передачи нейромышечного импульса.

Примером такого рода ингредиентов служат некоторые широко используемые сегодня в косметологии вещества: - ацетилгексапептид-8 и ацетилгексапептид-3; - комплекс «ацетилгексапептид - глюконат магния»; - гидролизаты соевых белков, ассоциированные с дериватами гиалуроновой кислоты.

Интересно, что веществ, способных оказать то или иное влияние на синтез и активность нейромедиаторов кожи, существует огромное количество, и практически все они находят применение в косметологии. Большинство этих веществ имеют долгую историю, некоторые встречаются в старинных рецептурах средств для улучшения качества кожи. Эмпирически давно была обнаружена возможность влиять на характеристики кожи через нанесение различных веществ на ее поверхность, но только в последние годы эффекты такого применения находят научное объяснение.

Трудно составить полный лист «нейрокосметических» ингредиентов, вот только часть наименований, которые используются в косметологии:

- альфа-бисаболол;

- глицирритиновая кислота;

- экстракт лайма;

- рускус;

- мята перечная;

- экстракт красного винограда;

- эфирное масло кипариса;

- экстракт листьев алоэ;

- экстракт овса;

- арника;

- ромашка аптечная;

- центелла азиатская;

- эхинацея;

- гинкго билоба;

- конский каштан;

- экстракт ямса;

- коллаген.

Нейроэффектом обладают полифенолы, проантоцианы, гликоолигосахариды, флавоновые гликозиды, лактопероксидаза, глюкооксидаза, лизосомальные ферменты. К сожалению, чаще всего они достаточно хрупкие, поэтому в косметических препаратах их необходимо подвергать микрокапсуляции - или использовать другие технологии современного инкапсулирования ингредиентов.

Усиление липолиза также оказывается нейровоздействием: ярким примером активных веществ здесь могут быть эсцин, кофеин, флавоновые гликозиды гинкго билоба. Они способны блокировать адренергические рецепторы и за счет этого усиливать активность липолиза и любых липолитических воздействий, таких как массаж или аппаратные методики.

Йод и альгиновые соли блокируют нейропептид Y, за счет чего тоже повышается эффективность липолитического воздействия.

Витамин В1 (тиамин) прямо влияет на нейротрансмиссию, его источником в косметических средствах служат экстракт дикого риса или пивные дрожжи.

Фитокомплексы бобов какао (AMI), как было доказано не так давно, стимулируют синтез бета-эндорфинов и ингибируют провоспалительные медиаторы (IL- 8 ). Экстракт зерен тефрозии пурпурной, содержащий большое количество олигосахаридов (цицеритол и стахиоз), стимулирует синтез бета-эндорфинов в эпидермоцитах (Soliance).

Экстракт кудзу ингибирует активность фосфолипазы А2, которая выступает ключевым ферментом синтеза медиаторов воспаления и во многом ответственна за формирование синдрома реактивной кожи.

Конечно же, многие пептиды обладают нейровоздействием. К пептидам, влияющим на нейромышечную передачу, относятся:

- ацетилгексапептид-3 и ацетилгексапептид-8, препятствующие формированию комплекса SNARE;

- лейфазил (Leuphasyl), частично блокирующий проникновение ионов кальция в синаптическую щель;

- октапептид SNAP-8, обладающий комплексным воздействием: он препятствует формированию SNARE и ингибирует высвобождение катехоламинов (адреналина и норадреналина) в синаптическую щель;

- Син-эйк (Syn-Ake), блокирующий холинергические рецепторы мимических мышц.

Надо отметить, что введение олигопептидов в формулы, куда включены растительные экстракты, представляет собой техническую проблему. Поэтому чаще всего препараты с эффективной концентрацией пептидов не содержат ботанических ингредиентов.

Фактически, нанесение любого косметического препарата и даже самостоятельно изготовленного средства может оказать воздействие на нервно-иммунно-кожную систему.

Основной вопрос состоит в том, каким будет это воздействие. Случайная стимуляция иммунных структур верхних слоев кожи может привести к появлению признаков воспаления, которые станут, скорее всего, трактоваться как контактный дерматит или аллергическая реакция на косметическое средство. В некоторых случаях реакция эта не является аллергической: скорее, имеет смысл отнести ее к аллергоидным, но для потребителя подобные тонкости обычно остаются за кадром, и он делает самый простой вывод - данным косметическим средством ему пользоваться нельзя.

На деле реакция кожи бывает связана не столько с характеристиками конкретного средства, сколько с базовым состоянием ее иммунных клеток и функциональным состоянием гидролипидной мантии.

Косметические препараты, обладающие потенциальной нейроактивностью, не рекомендуется ни в коем случае наносить на поврежденную или измененную кожу, только на здоровую и нераздраженную (исключением могут быть лишь успокаивающие средства, например с эффектом эндорфин-рилизинга). Достаточно часто встречаются псевдоаллергические реакции на препараты, содержащие ментол, камфару, эфирные масла и экстракты цитрусовых.

Уменьшение мимической активности лица, а следовательно, уменьшение количества и глубины мимических морщин, также может быть результатом воздействия различных ингредиентов. Безусловно, рабочие концентрации нейроблокирующих пептидов в косметическом средстве позволяют достичь выраженного миорелаксирующего эффекта за достаточно короткий срок. Однако и экстракты ямса, соевых бобов и некоторые другие растительные экстракты могут дать мягкий эффект, за счет снижения чувствительности кожи к катехоламиновым воздействиям.

Косметолог всегда должен помнить о том, что очищение кожи пациента, массаж, нанесение сыворотки или крема, маски, физиотерапевтические процедуры влияют не только на роговой слой кожи. Хотя подавляющее большинство косметических ингредиентов проникает лишь в эпидермис, они способны дать эффект в гораздо более глубоких слоях. Изолированное воздействие на клетки кожи возможно только в лабораторных условиях, in vivo мы всегда получаем ответ от иммунной и нервной систем, и именно этот ответ обеспечивает изменение характеристик непосредственно дермы и эпидермиса.

В своей лекции на Европейских днях косметологии 2000 года профессор Мизери сказал: «Кожа и мозг - эмбриологические братья, ностальгирующие друг по другу. Кожа - это передний барьер нервной системы». Каждое действие косметолога, каждая капля средства, нанесенного на кожу, вызывают ответную реакцию вегетативной и центральной нервной системы, коры и подкорковых структур головного мозга, и от косметолога во многом зависит не только то, как кожа пациента станет выглядеть сегодня, но и то, как она будет стареть, как будут заживать повреждения, как она будет реагировать на все внешние воздействия в принципе.

 

_allseason.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
×
×
  • Создать...